Как следует проводить анализ конкурентов. Этапы
Построение карты конкурентов
Для начала нужно составить список потенциальных конкурентов в вашей сфере. Прямых конкурентов, косвенных и неочевидных. Их можно найти в открытых источниках: поисковых системах, товарных агрегаторах, бизнес-справочниках, на маркетплейсах, выставках и др.
Проводить конкурентный анализ нужно, начиная с таких вопросов, как спрос, интенсивность и динамика рынка, количество игроков за 1–2 года, а лучше – за 3–5 лет.
Нужно определить степень значимости конкурентов, их направления, доли рынка, которые они занимают, темп продаж и роста, выделить главных конкурентов.
Сравнительный анализ портфеля и цен
Дистрибуция продукта и позиции конкурентов
На этом этапе нужно выделить предлагаемые продукты, хиты продаж, ключевые направления, определить ценовую категорию каждого конкурента, разброс цен.
Нужно сравнить продукты конкурента со своими товарами/услугами, торговые площадки, долю полки. Оцениваем продукт с точки зрения покупателя, а также известность продукта, его качество, ценовую категорию.
Нужно провести анализ инструментов и рекламных каналов раскрутки продукта конкурентами, бонусы, акции, скидки, специальные предложения, программы лояльности, формат рекламы.
Определение портрета потребителя
Технические возможности конкурентов
Оценка конкурентных преимуществ
Анализ целевой аудитории, пол и возраст, средний доход, заинтересованность в продукте, отзывы, критерии выбора покупателя.
Анализируем используемые технологии, собственные разработки, уровень технологичности, а также квалификацию персонала и другие критерии развития.
После анализа всех критериев делается вывод и итоговая оценка конкурентов с помощью различных методов анализа.